Коллективная травма и всё, что сейчас с нами происходит
Одно из главных международных событий года в сфере ментального здоровья – онлайн-марафон Collective Trauma Summit 2021 с подзаголовком «Коллективное исцеление в действии», который проходит бесплатно с 19 по 28 сентября 2021. Каждая эпоха сложна по-своему, но прямо сейчас многие из нас ловят себя на ощущении полного краха и безнадеги по всем фронтам. Можно ли назвать коллективной травмой то, что сейчас происходит в мире со всей этой пандемией, климатическим, экономическим и политическим кризисом, расовой и гендерной дискриминацией и насилием? И что это вообще значит?
Представьте себе человека, который идет по улице. Он идет куда-то, с каким-то намерением – его что-то ждёт там, впереди. По дороге он оглядывается по сторонам, запоминает маршрут, получает новый опыт, становится мудрее. А потом – ХРЯСЬ – и неведомая сила сбивает его с ног, он падает на землю и теряет сознание. Когда он приходит в себя, первое время у него звенит в ушах, он не может понять, что с ним происходит. В первые мгновения он даже не чувствует боли от переломов, находясь в состоянии шока. А потом она приходит, пронизывает насквозь. И человек начинает искать возможность спастись, справиться, получить помощь. Уже потом, когда его переломы заживут, спустя много дней и недель, а то и лет, он вернется на эту дорогу и даже, быть может, продолжит свой путь. Но эта травма надолго собьет его с пути, и вернуться к тому месту, где она произошла, будет очень страшно.
А теперь представим семью, которая жила себе свою жизнь, копила деньги на квартиру и образование детям, люди в этой семье читали книжки и ходили в кино. Семья набиралась опыта, родственники ссорились и мирились, становились мудрее. Впереди их ожидало нечто, они и сами не знали, что именно, но что-то явно лучшее, чем сейчас, и для этого они продолжали идти своим путем, по дороге оглядываясь по сторонам. И вдруг – ХРЯСЬ – и неведомая сила выбивает из-под ног все устои жизни, лишает денег, работы, жилья, будущего. Кто-то из семьи умирает, кого-то арестовывают, начинаются беспорядки, приходится прятаться. Семья в состоянии шока, не понимает, что происходит. Депрессия, эмоциональное онемение и агрессия ударяет по самым уязвимым членам семьи – детям и внукам. А потом первая волна шока сходит, боль утраты, вина, стыд и гнев приходят и пронизывают насквозь. Вот только у этих ран так и не было возможности зажить, потому что неведомая сила продолжает выбивать почву из-под ног каждого нового поколения, воспроизводя ошибки прошлого веками.
Симптомы коллективной травмы
Чтобы понять, испытываете ли вы на себе последствия коллективных травм, задайте себе вопрос: как коллективная травматизация общественных структур могла повлиять на мое развитие?
Вспомним, что травматичного было в наше культуре и истории – для простоты начнем с нашей собственной страны. Навскидку, три-четыре события из школьного курса истории. Революции, репрессии, расстрелы, войны, геноциды. Только попробуем увидеть эти события глазами семей, которые были там и которым почву из-под ног каждый раз выбивала неведомая сила.
Читать такое непросто, задумываться об этом больно. Поэтому это нормально, если на этом месте вам захочется перестать читать эту статью. Но если вы готовы сделать еще один шаг вперед, то предложу вам задуматься, какие последствия (симптомы, если уж на то пошло) пережитых нашим обществом травм вы можете заметить в следующих сферах жизни:
- во взаимодействии между людьми (насколько мы все доверяем друг другу, умеем дружить и строить близкие отношения, просить о помощи и предлагать ее, открываем ли дверь незнакомцам, способны ли выстраивать локальные сообщества);
- в системе здравоохранения (как часто и чем люди болеют, как обращаются в среднем со своим здоровьем, на какую помощь могут рассчитывать и как эта помощь организована);
- в системе образования (какие отношения складываются между учителями и учениками/студентами, какие цели ставят перед собой образовательные организации, как составляются образовательные программы и как устроен сам процесс);
- в экономических процессах (как распределяются блага между социальными слоями населения, как распоряжаются природными ресурсами люди, имеющие к ним доступ, как обеспечивается материальное благополучие граждан);
- в политических процессах (какие люди имеют доступ к власти и системным решениям проблем, как происходит коммуникация на разных уровнях управления общественными системами, какими ценностями руководствуются управленцы и какие послания транслируют обществу);
- в медийном пространстве (какой образ текущей ситуации создают СМИ, как преподносятся актуальные события разными источниками, какой образ себя люди создают в социальных сетях и как ими пользуются);
- в сфере технологий (какую роль играет в обществе технологический прогресс и как осуществляется, как относятся к разработке и потреблению новых технологий обыватели, как гаджеты влияют на семейные, дружеские и деловые отношения);
- в отношении к окружающей среде (как мы относимся к использованию природных ресурсов, насколько готовы продумывать долгосрочные последствия своего потребления, как принимаем системные решения по охране биоразнообразия и экосистем).
Если вам удалось сделать этот небольшой обзор системных социальных последствий, вернитесь к себе. Какие из этих последствий сказываются лично на вашей жизни? На вашем настроении, самочувствии, планах на будущее?
Представьте себе человека, который идет по улице. Он идет куда-то, с каким-то намерением – его что-то ждёт там, впереди. По дороге он оглядывается по сторонам, запоминает маршрут, получает новый опыт, становится мудрее. А потом – ХРЯСЬ – и неведомая сила сбивает его с ног, он падает на землю и теряет сознание. Когда он приходит в себя, первое время у него звенит в ушах, он не может понять, что с ним происходит. В первые мгновения он даже не чувствует боли от переломов, находясь в состоянии шока. А потом она приходит, пронизывает насквозь. И человек начинает искать возможность спастись, справиться, получить помощь. Уже потом, когда его переломы заживут, спустя много дней и недель, а то и лет, он вернется на эту дорогу и даже, быть может, продолжит свой путь. Но эта травма надолго собьет его с пути, и вернуться к тому месту, где она произошла, будет очень страшно.
А теперь представим семью, которая жила себе свою жизнь, копила деньги на квартиру и образование детям, люди в этой семье читали книжки и ходили в кино. Семья набиралась опыта, родственники ссорились и мирились, становились мудрее. Впереди их ожидало нечто, они и сами не знали, что именно, но что-то явно лучшее, чем сейчас, и для этого они продолжали идти своим путем, по дороге оглядываясь по сторонам. И вдруг – ХРЯСЬ – и неведомая сила выбивает из-под ног все устои жизни, лишает денег, работы, жилья, будущего. Кто-то из семьи умирает, кого-то арестовывают, начинаются беспорядки, приходится прятаться. Семья в состоянии шока, не понимает, что происходит. Депрессия, эмоциональное онемение и агрессия ударяет по самым уязвимым членам семьи – детям и внукам. А потом первая волна шока сходит, боль утраты, вина, стыд и гнев приходят и пронизывают насквозь. Вот только у этих ран так и не было возможности зажить, потому что неведомая сила продолжает выбивать почву из-под ног каждого нового поколения, воспроизводя ошибки прошлого веками.
Симптомы коллективной травмы
Чтобы понять, испытываете ли вы на себе последствия коллективных травм, задайте себе вопрос: как коллективная травматизация общественных структур могла повлиять на мое развитие?
Вспомним, что травматичного было в наше культуре и истории – для простоты начнем с нашей собственной страны. Навскидку, три-четыре события из школьного курса истории. Революции, репрессии, расстрелы, войны, геноциды. Только попробуем увидеть эти события глазами семей, которые были там и которым почву из-под ног каждый раз выбивала неведомая сила.
Читать такое непросто, задумываться об этом больно. Поэтому это нормально, если на этом месте вам захочется перестать читать эту статью. Но если вы готовы сделать еще один шаг вперед, то предложу вам задуматься, какие последствия (симптомы, если уж на то пошло) пережитых нашим обществом травм вы можете заметить в следующих сферах жизни:
- во взаимодействии между людьми (насколько мы все доверяем друг другу, умеем дружить и строить близкие отношения, просить о помощи и предлагать ее, открываем ли дверь незнакомцам, способны ли выстраивать локальные сообщества);
- в системе здравоохранения (как часто и чем люди болеют, как обращаются в среднем со своим здоровьем, на какую помощь могут рассчитывать и как эта помощь организована);
- в системе образования (какие отношения складываются между учителями и учениками/студентами, какие цели ставят перед собой образовательные организации, как составляются образовательные программы и как устроен сам процесс);
- в экономических процессах (как распределяются блага между социальными слоями населения, как распоряжаются природными ресурсами люди, имеющие к ним доступ, как обеспечивается материальное благополучие граждан);
- в политических процессах (какие люди имеют доступ к власти и системным решениям проблем, как происходит коммуникация на разных уровнях управления общественными системами, какими ценностями руководствуются управленцы и какие послания транслируют обществу);
- в медийном пространстве (какой образ текущей ситуации создают СМИ, как преподносятся актуальные события разными источниками, какой образ себя люди создают в социальных сетях и как ими пользуются);
- в сфере технологий (какую роль играет в обществе технологический прогресс и как осуществляется, как относятся к разработке и потреблению новых технологий обыватели, как гаджеты влияют на семейные, дружеские и деловые отношения);
- в отношении к окружающей среде (как мы относимся к использованию природных ресурсов, насколько готовы продумывать долгосрочные последствия своего потребления, как принимаем системные решения по охране биоразнообразия и экосистем).
Если вам удалось сделать этот небольшой обзор системных социальных последствий, вернитесь к себе. Какие из этих последствий сказываются лично на вашей жизни? На вашем настроении, самочувствии, планах на будущее?
И в этот момент, как в кино, масштаб увеличивается, камера отъезжает дальше и дальше, мы мысленно поднимаемся над нашим земным шариком и видим планету людей, которые так же, как и вы, задаются вопросом: что пошло не так? Почему мне так трудно и больно? Почему на мою жизнь влияет жадность всемогущих корпораций, ярость бездумных ксенофобов, история репрессий, колонизации и государственных переворотов?
Как утверждает Томас Хюбл, духовный учитель, специалист по работе с коллективной травмой и большими группами, автор книги «Исцеление коллективной травмы: процесс интеграции наших межпоколенческих и культуральных ран», коллективная травма проявляется в системных симптомах: изоляции, эскапизме, замирании, образовании жестких общественных структур. Это очень похоже на симптомы посттравматического стрессового расстройства: гипербдительность, страх, агрессия, ночные кошмары, флешбеки и всевозможные стратегии избегания воспоминаний и тревоги, от социальной изоляции до трудоголизма, алкоголя и наркотиков. Только это происходит на уровне целых сообществ, наций, континентов – а некоторые считают, что на уровне всего человечества.
Как утверждает Томас Хюбл, духовный учитель, специалист по работе с коллективной травмой и большими группами, автор книги «Исцеление коллективной травмы: процесс интеграции наших межпоколенческих и культуральных ран», коллективная травма проявляется в системных симптомах: изоляции, эскапизме, замирании, образовании жестких общественных структур. Это очень похоже на симптомы посттравматического стрессового расстройства: гипербдительность, страх, агрессия, ночные кошмары, флешбеки и всевозможные стратегии избегания воспоминаний и тревоги, от социальной изоляции до трудоголизма, алкоголя и наркотиков. Только это происходит на уровне целых сообществ, наций, континентов – а некоторые считают, что на уровне всего человечества.
Многие исследователи в области травмы убеждены, что человек – травмированный биологический вид, еще никогда за всю историю не живший в таких условиях, которые в полной мере открыли бы доступ к истинному потенциалу взаимопомощи и совместного развития. Как будто мы всю жизнь прожили в одной тесной квартирке, не выходя на улицу, а нас спрашивают, как выглядит наш дом снаружи. Мы понятия не имеем, на что похож не травмированный мир и на что мы способны на самом деле.
Прошлое, которое становится будущим
В результате травмы история повторяется раз за разом, поддерживая травматичные паттерны прошлого. Мы застреваем, «замерзаем» в том моменте, когда почва ушла из-под ног. Тогда прошлое, оставшееся позади, перетекает в ожидание будущего и становится реальностью в настоящем снова и снова. В таком состоянии мы не способны адекватно реагировать на вызовы и гибко справляться с трудностями.
Томас сравнивает развитие человечества с течением реки. Когда в воду падает снежинка жизненных трудностей, она тает, превращается в еще одну каплю и мчится по течению. Травма же замораживает реку, и снежинки падают на лёд одна за другой. Снежинка экономического краха, инфляции и элитаризма. Снежинка санкций и международных конфликтов. Снежинка пандемии и поляризации мнений. Снежинка системного насилия в семьях и обществе. Снежинка авторитарного произвола и массового нарушения прав человека. Снежинка климатического кризиса, вымирания сотен биологических видов, мусорной катастрофы. И вот лежит уже огромный сугроб, с которым мы ничего не можем сделать, потому что превратились в кусок льда – жесткий и бездушный.
Но надежда есть. В этом диалектика волшебной человеческой природы. Наряду с нашей алчностью и жестокостью в нас есть удивительная живучесть, изобретательность и способность к общности. Эволюционная теория, завоевывающая всё больше влияния в мире современной психологии, призывает работать с большими системами, внедряя модели просоциального поведения, оживляя свои чувства, храбро сталкиваясь с болью и принимая информированные решения на основе ценностей коллективного благополучия. Мы учимся говорить напрямую о том, чего избегали поколениями. Мы стремимся к системному пониманию проблем. Мы смелее боремся за свои права и права других живых существ на планете.
Прошлое, которое становится будущим
В результате травмы история повторяется раз за разом, поддерживая травматичные паттерны прошлого. Мы застреваем, «замерзаем» в том моменте, когда почва ушла из-под ног. Тогда прошлое, оставшееся позади, перетекает в ожидание будущего и становится реальностью в настоящем снова и снова. В таком состоянии мы не способны адекватно реагировать на вызовы и гибко справляться с трудностями.
Томас сравнивает развитие человечества с течением реки. Когда в воду падает снежинка жизненных трудностей, она тает, превращается в еще одну каплю и мчится по течению. Травма же замораживает реку, и снежинки падают на лёд одна за другой. Снежинка экономического краха, инфляции и элитаризма. Снежинка санкций и международных конфликтов. Снежинка пандемии и поляризации мнений. Снежинка системного насилия в семьях и обществе. Снежинка авторитарного произвола и массового нарушения прав человека. Снежинка климатического кризиса, вымирания сотен биологических видов, мусорной катастрофы. И вот лежит уже огромный сугроб, с которым мы ничего не можем сделать, потому что превратились в кусок льда – жесткий и бездушный.
Но надежда есть. В этом диалектика волшебной человеческой природы. Наряду с нашей алчностью и жестокостью в нас есть удивительная живучесть, изобретательность и способность к общности. Эволюционная теория, завоевывающая всё больше влияния в мире современной психологии, призывает работать с большими системами, внедряя модели просоциального поведения, оживляя свои чувства, храбро сталкиваясь с болью и принимая информированные решения на основе ценностей коллективного благополучия. Мы учимся говорить напрямую о том, чего избегали поколениями. Мы стремимся к системному пониманию проблем. Мы смелее боремся за свои права и права других живых существ на планете.
Если вернуться к метафоре прохожего, идущего по улице, то человечество сейчас на той стадии, когда шок только-только схлынул, и мы начинаем с ужасом оглядываться вокруг и видеть, что происходит на самом деле. Осознание того, что мы натворили, приходит слишком медленно, чтобы предпринять своевременные действия – к сожалению, многие люди у власти до сих пор не готовы столкнуться с реальностью и увидеть переломы такими, какими они есть. Гораздо проще наклеить пластырь и продолжать жить иллюзией личного благосостояния. Но вместе у нас есть шанс на заживление коллективных ран.
Хорошая новость в том, что многие невероятные представители человечества далеко не первый год задаются теми же вопросами и ищут решения системных проблем. Некоторые ответы на свои вопросы, а также самые свежие разработки ведущих ученых и практиков в сфере ментального здоровья и общественных процессов вы найдете на саммите Collective Trauma Summit 2021. Мероприятие проходит с 19 по 28 сентября 2021, каждый день можно смотреть по 5-6 выступлений выдающихся спикеров. Можно купить записи всех выступлений с бонусными материалами и пересматривать сколько угодно раз. Такие мероприятия, привлекающие сотни тысяч слушателей со всего мира – прекрасное напоминание о надежде, о естественном стремлении людей к исправлению ошибок прошлого и построению осмысленного будущего.
Важно помнить, что исцеление травмы – это всегда восстановление, руководимое ценностями бережности и уважения к естественному ходу вещей, благодаря которому тело само заживляет свои раны, регулирует одновременно тысячи сложнейших процессов и восстанавливается. Наша задача – создать такие условия, в которых наше общее восстановление и принятие информированных решений ради всеобщего блага станут возможны – вероятно, впервые за всю историю человечества.
Хорошая новость в том, что многие невероятные представители человечества далеко не первый год задаются теми же вопросами и ищут решения системных проблем. Некоторые ответы на свои вопросы, а также самые свежие разработки ведущих ученых и практиков в сфере ментального здоровья и общественных процессов вы найдете на саммите Collective Trauma Summit 2021. Мероприятие проходит с 19 по 28 сентября 2021, каждый день можно смотреть по 5-6 выступлений выдающихся спикеров. Можно купить записи всех выступлений с бонусными материалами и пересматривать сколько угодно раз. Такие мероприятия, привлекающие сотни тысяч слушателей со всего мира – прекрасное напоминание о надежде, о естественном стремлении людей к исправлению ошибок прошлого и построению осмысленного будущего.
Важно помнить, что исцеление травмы – это всегда восстановление, руководимое ценностями бережности и уважения к естественному ходу вещей, благодаря которому тело само заживляет свои раны, регулирует одновременно тысячи сложнейших процессов и восстанавливается. Наша задача – создать такие условия, в которых наше общее восстановление и принятие информированных решений ради всеобщего блага станут возможны – вероятно, впервые за всю историю человечества.